Интерьерная фотостудия PORTAL

Когда нужен ручной фокус?

Автофокус – несомненное благо. Однако, бывает так, что разумнее фокусироваться вручную. Это как с автомобилями: всем хороша автоматическая коробка передач, но есть ситуации, когда ручной не хватает.

Ниже приведен краткий список ситуаций, когда автофокус склонен к ошибкам. Не забывайте и о том, что можно использовать focus lock - сфокусироваться автоматически на объекте, находящемся на одинаковом расстоянии с объектом съемки, а потом просто перекомпоновать снимок, не переключаясь в режим ручной фокусировки.

  1. Мелкие детали в непосредственной близости друг от друга
    При фотографировании сцены, состоящей из множества элементов, каждый из которых состоит из еще более мелких элементов – для правильной фокусировки может понадобиться ручной фокус. Особенно, если предметы мало отличаются друг от друга по размеру, цвету, форме или яркости. Например: поле с цветами, улица заполненная пешеходами.
  2. Объект частично скрыт препятствием
    Если основной объект съемки частично закрыт препятствием, которое невозможно сдвинуть/убрать, или вы хотите намеренно оставить его на фотографии, именно ручной фокус поможет навести резкость на основной предмет съемки. Более того, открыв диафрагму, можно оставить мешающее препятствие в зоне нерезкости и даже спрятать его на фотографии. Например, можно спрятать в зоне нерезкости решетку вольера в зоопарке, фотографируя животное за решеткой.
  3. Геометрический конфуз
    При съемке архитектуры, особенно современной, бывает, что фокусироваться вручную предпочтительнее. Современная архитектура зачастую состоит из геометрических фигур, способных ввести в заблуждение систему автофокуса.
  4. Чрезмерный контраст
    Сцена с большими контрастирующими участками может заставить автофокус ошибаться. Например, при съемке портрета ярким днем, когда портретируемый находится в тени, а Вы хотите включить в композицию еще и пространство, ярко освещенное солнцем.
  5. Низкий контраст.
    Аналогично случаю с излишней контрастностью, низко-контрастные сцены заставляют автофокус ошибаться: когда основной объект съемки сливается по тону и освещенности с фоном. Простой пример - снеговик на снегу.
  6. Доминирующие объекты
    Присутствие в кадре объектов, значительно превосходящих основной объект съемки по размеру, может обмануть автофокус. Портретируемый будет не сопоставим по размеру с городским пейзажем за его спиной, автофокус может его просто потерять.
  7. Ночь
    Недостаток освещения заставляет переключаться на ручную фокусировку – зачастую это единственный способ. Примером может служить фотографирование на сверхдлинных выдержках (движение звезд в астрофотографии) или рисование светом.
  8. Макро
    Малая глубина резкости при макро съемке приводит к тому, что автофокус чаще всего попадает совсем не туда, куда требуется фотографу. Фокусируйтесь вручную.

Когда нужен ручной фокус?